Внимание! С марта 2022 г. меняются условия осуществления административных процедур
В настоящее время вопросы административных процедур для юридических и ИП регулируются Законом Республики Беларусь «Об основах административных процедур» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
В целях совершенствования порядка осуществления административных процедур 24.06.2021 года издан Указ Президента Республики Беларусь за № 240, которым определены требования к проведению этих процедур с марта 2022 года.
1. Новые принципы
Так, в Указе закреплены принципы осуществления административных процедур в отношении юридических лиц и ИП.
Это:
доступность и приоритет учета интересов заявителей;
недопустимость отказа в приеме заявления и в осуществлении процедуры по непредусмотренным основаниям;
максимальное использование информационных технологий при осуществлении процедур и др.
2. Единый перечень административных процедур и регламенты к ним Совет Министров Республики Беларусь утвердит Единый перечень административных процедур, осуществляемых для юридических лиц и ИП, к 27.09.2021. Он и ранее это делал, однако содержание этого перечня будет отличаться.
Для каждой процедуры в нем укажут:
уполномоченный орган, осуществляющий процедуры;
срок осуществления процедуры;
вид платы, взимаемой при осуществлении процедуры;
орган-регулятор, который утвердит регламент административной процедуры к 27.03.2022. Если орган-регулятор не относится к нормотворческому, то регламент утвердит Совет Министров Республики Беларусь.
Регламент определит:
исчерпывающий перечень представляемых заявителем документов и их форму;
размер платы;
срок действия и форму выдаваемого по итогам процедуры документа;
особенности осуществления процедуры;
порядок подачи административной жалобы и др.
Если эти сведения определены НПА, регламент будет ссылаться на него. Регламенты утвердят к 27.03.2022.
Запрещено осуществлять отсутствующие в Едином перечне процедуры.
Уточнено, что заявления на осуществление бесплатных процедур и решения по ним осуществляются через единый портал электронных услуг.
3. Электронный реестр
К 27.03.2022 создадут электронный реестр административных процедур для юридических лиц и ИП, который будет содержать:
краткое описание административной процедуры;
сведения о ней и порядок ее осуществления;
наименование, место нахождения, режим работы уполномоченного органа (и его вышестоящего органа, организации), график приема уполномоченного органа, иную контактную информацию;
требования к представляемым документам;
банковские реквизиты для оплаты и способы ее внесения;
иные справочно-информационные сведения.
Доступ к его данным планируется оставить свободным и круглосуточным.
Прописаны исключения, на которые нормы Указа не распространяются. В частности, это госрегистрация и ликвидация (прекращение деятельности) юридических лиц и ИП, деятельность со специфическими товарами (работами, услугами), изъятие и предоставление земельных участков и др.
Указ вступает в силу с 27.03.2022, кроме п. 12, который вступил в силу 27.06.2021.